Суть этой системы реабилитации и оздоровления заключается в том, что, применяя специально разработанные упражнения и комбинации движений, человек учится осознанно управлять своим телом.
Особенности метода Фельденкрайза
Изначально этот метод использовал особенности движения детей младше одного года в ходе лечения моторных нарушений у взрослых. Именно в этом возрасте ребенок управляет своим телом естественным образом, а его движения еще не нарушены «внешним» влиянием.Метод Фельденкрайза зарекомендовал себя высокой эффективностью при решении широкого спектра медицинских проблем, в том числе, нарушений осанки, осложнений травм, ДЦП, рассеянного склероза, заболеваний центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата и пр. — заболеваний и состояний, вызванных или осложненных моторными нарушениями.
Результаты лечения побудили специалистов использовать этот метод не только у взрослых, но и у детей, которые по каким-либо причинам не были способны к самостоятельному физическому развитию. Идея была воплощена в жизнь, и методику адаптировали для работы с маленькими пациентами.
На практике метод Фельденкрайза продемонстрировал свои неоспоримые преимущества:
- безболезненность для ребенка;
- нетравматичность;
- хорошая переносимость занятий детьми с проблемами мышечного тонуса.
Направления в методе Фельденкрайза
При занятиях по методу Фельденкрайза используется два основных направления: ABM (Anat Baniel Method) и JKA (Jeremy Krauss Approach).Анат Баниэль, ассистентка доктора Фельденкрайза, порядка десяти лет преподавала принципы занятий со взрослыми, на основе чего разработала собственную обучающую программу. В дальнейшем она адаптировала теоретическую и практическую базу своей программы для занятий с детьми — ABM.
Джереми Краус — ученик доктора Фельденкрайза, который вел преподавательскую деятельность по этому методу более 35 лет, и разработал альтернативный подход (JKM), цель которого — помощь детям с врожденными и приобретенными моторными и другими нарушениями.
Сегодня применяется два направления в занятиях с детьми и взрослыми:
- Самостоятельная работа. Проводится с детьми, которые понимают обращение к ним и реагируют на это готовностью выполнять просьбы. При этом специалист демонстрирует какое-либо движение, обучая ребенка, который повторяет упражнение с помощью корректирующих наставлений специалиста.
- Функциональная интеграция. Основу этого направления составляют «принудительные» движения тела ребенка, которые выполняет специалист. Специалист своими руками приводит в движение руки, ноги, голову ребенка и таким образом учит его понимать и осознавать, каким образом выполняются те или иные действия. По сути, в ходе занятий ребенок обучается по-новому чувствовать свое тело и находить способы совершать движения и изменять положения тела, руководствуясь сигналами нервной системы.
В зависимости от индивидуальных особенностей ситуации может использоваться первый или второй метод, а также их сочетание. Комбинация обоих направлений показывает наибольшую эффективность, так как облегчает занятия для самого ребенка, и привносит в них полезное разнообразие.
Показания к лечению методом Фельденкрайза
Метод Фельденкрайза рекомендован для лечения в следующих случаях:- последствия ДТП, несчастных случаев и травм другого рода;
- все формы и степень тяжести ДЦП;
- парезы;
- острые и хронические нарушения мозгового кровообращения, в том числе, детский инсульт;
- аутизм и аутические черты;
- генетически-обусловленные заболевания;
- нарушения осанки;
- задержка физического развития с невыявленными причинами;
- страх перед движением;
- мышечные нарушения, в том числе, неспособность к самостоятельному жеванию и проглатыванию пищи.
Результаты лечения по методу Фельденкрайза
Единого для всех детей результата не существует, так как речь идет о широком спектре заболеваний и нарушений, о разнообразии возрастных категорий и степени тяжести нарушений.Но есть ряд закономерностей, которые прослеживаются практически во всех случаях.
Так, если речь идет о высокой спастичности мышц конечностей, которая присутствует при различных формах ДЦП, то после занятий наблюдается очевидное увеличение амплитуды движений, улучшение двигательной способности и добавление новых движений.
Мышцы приобретают своего рода «отзывчивость» к направленным движениям специалиста, которые управляет действиями ребенка, и в результате ребенок постепенно обучается самостоятельно совершать такие же действия.
При аутизме, в зависимости от стадии и степени тяжести состояния, ребенок начинает узнавать свое отражение в зеркале, правильно и естественно воспринимать собственное тело, самостоятельно принимает пищу, и более активно идет на контакт с окружающими.
При сколиозе, обусловленном асимметричным сокращением мышц, наблюдается постоянная положительная динамика без необходимости в прохождении повторного курса лечения (при условии, что занятия с ребенком продолжают проводить родители).
У детей, основная проблема которых — неспособность ползать, стоять, бегать и пр., отмечается улучшение способности к распределению веса на каждую конечность, к использованию мышц для удержания равновесия и управления конечностями во время движения.
Занятия по методу Фельденкрайза с вашими детьми проведут: