Среди детей, имеющих нервные отклонения, у 20 процентов они обусловлены причина-ми гипоксическо-ишемического характера.
Гипоксия - это недостаток кислорода в период беременности и родов.
Причины, которые могут вызывать двигательные расстройства.
- Патология нервной системы
- Изменяется мышечный тонус (повышенный - гипертонус, пониженный - гипотонус, дистония)
- Нарушения двигательнойактивности
- Нарушения физическогоразвития, нервно-психического развития
Причины перинатального поражения нервной системы.
- Инфекции в период беременности, особенно - в первый триместр.
- Инфекции, передающиеся половым путем.
- Хронические патологические заболевания матери.
- Применение лекарственных препаратов во время беременности (в частности - средства для профилактики рахита).
- Стрессы во время беременности и родов.
- Профессиональные «вредности» (токсины, химические вещества, компьютер).
- Физические травмы (алкоголизм, курение).
- Неправильное, недостаточное питание (вегетарианство, диеты).
- Внутриутробная гипоксия (она может быть на фоне пониженного гемоглобина, на фоне анемии, повышенного тонуса матки).
- Иммунологическая несовместимость по группе резуса.
- Многоплодная беременность.
- Во время родов - асфиксия (удушье), преждевременная отслойка плаценты, тяжелое кровотечение, форсированное извлечение плода, агрессивное ведение родов, кесарево сечение (очень травмирует шею).
Степени поражения.
- Легкая
- Средняя
- Тяжелая
Если степень - легкая, то все неврологические проявления проявляются в течение первого месяца жизни и потом постепенно уходят. Если говорить о средней степени тяжести, то они сохраняются в течение года и имеют под собой двигательные нарушения, и - со стороны внутренних органов. Тяжелая степень, которая ведет за собой тяжелое поражение центральной нервной системы и со стороны внутренних органов.
Чем раньше замечена патология и раньше начато лечение, тем благоприятнее прогноз.
Синдромы восстановительного периода.
Синдром вегетативно-висцеральных расстройств.
- Мраморность кожных покровов (ребенок испытал гипоксию).
- Частые обильные срыгивания и рвота.
- Приходящий цианоз (синюшность).
- Расстройство терморегуляции.
- Нарушения сердечного и дыхательного ритмов.
- Повышение перельстатики кишечника (колики).
Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
- Увеличение размеров головы.
- Расхождение черепных швов
- Выбухание или втяжение большого родничка.
- Расширенная венозная сеть на голове и т.д.
Характерное поведение грудничка при гипертензионного синдроме - дети легко возбудимы, раздражительны, крик резкий, пронзительный, нарушен сон. Плачет день и ночь.При гидроцефальном синдроме груднички сонливы, снижен аппетит, срыгивания, рвоты, уменьшение массы тела. «Симптом заходящего Солнца» («плывущие глазки»), видна белая склера, сходящееся косоглазие.
Мышечный тонус: повышенный мышечный тонус при повышенном внутричерепном давлении.
При гидроцефальном синдроме чаще он понижен.
Задержка моторного развития.
Отсутствие некоторых безусловных рефлексов и задержка формирования установочных рефлексов (первый установочный рефлекс - на голову). Тонические безусловные рефлексы, нарастают.Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
Включает в себя двигательное беспокойство, эмоциональную неустойчивость, нарушения сна, усиление врожденных рефлексов, судорожная готовность, повышение мышечного тонуса. В психическом развитии отклонений может не быть. Но для таких детей характерна быстрая психическая истощаемость. «Синдром гиперактивности с задержкой внимания», когда необходимо сосредоточиться, ребенок не может этого сделать.Синдром двигательных расстройств.
- это изменение мышечного тонуса которые выражается в повышении либо в понижении двигательной активности, мышечный гипертонус, гипотония, дистония, парезы (снижение двигательной активности), гиперкинезы(насильственные движения).Лечение комплексное.
- Наблюдение ребенка у невролога
- Медикаментозная терапия.
- Детский массаж - классический и точечный, в зависимости от патологии.
- Лечебная физкультура. Комплекс ЛФК и общеукрепляющие упражнения в зависимости от физического и нервно психического развития ребенка.